Поступь Путина: чего ожидать от России в Сирии
Заявление президента России Владимира Путина от 14 марта о выводе основной части российских вооруженных сил, размещённых в Сирии, застало США и их союзников врасплох. Их предсказание, что Россия будет втянута в трясину затяжного конфликта, оказалось ошибочным. В начале военной кампании в Сирии в прошлом году Путин ясно дал понять, что операция России будет осуществляться в ограниченные сроки и будет следовать четко поставленным военным задачам. Очевидно, что с момента размещения ВКС России в Сирии в октябре 2015 года ДАИШ (арабский термин для наименования «Исламского государства», ИГ) и другие террористические группировки, включая «Джебхат ан-Нусру», постоянно отступают. Сирийская армия и ее союзники наступают по всем фронтам.
Путин заявил о частичном выводе войск во время встречи в Кремле с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны России Сергеем Шойгу. Путин сообщил, что поставленные им военные задачи «в целом выполнены».
«При участии российских военных, при участии российской военной группировки сирийским войскам и патриотическим силам Сирии удалось кардинальным образом переломить ситуацию в борьбе с международным терроризмом и овладеть инициативой практически на всех направлениях, создать условия для начала мирного процесса», — сказал он. Путин выразил надежду, что это решение «поднимет уровень доверия всех участников сирийского мирного процесса и будет способствовать решению сирийской проблемы мирными средствами». Он подчеркнул, что Москве удалось «создать условия для мирного процесса». Сроки вывода российских войск должны были по времени совпасть с началом нового раунда мирных переговоров в Женеве. Однако субстантивным переговорам только предстоит начаться.
Москва также обеспечила, чтобы «прекращение боевых действий», посредником в котором она выступила в последней неделе февраля, оказалось действенным. После пяти лет непрекращающегося насилия в большинстве областей Сирии наступила мирная передышка, что позволило доставлять продовольствие и товары первой необходимости во многие недоступные районы, долгое время находившиеся в осаде. Вывод существенной части российского военного контингента может помочь продлить режим прекращения огня и в конечном счёте дать старт процессу мирного урегулирования. Россия стремится, чтобы в районах, контролируемых правительственными силами и теми, кого она считает «умеренной» оппозицией, состоялись выборы. Правительство в Дамаске в целом прислушалось к этому плану, но отказывается уступать требованию Запада о запрете Башару Асаду на участие в качестве кандидата в предстоящих выборах. Оппозиционные деятели, известные близостью к Саудовской Аравии и Турции, по-прежнему привержены установке «Асад должен уйти», в то время как правительство Сирии отказывается встречаться «лицом к лицу» с представителями «террористических группировок» за столом переговоров в Женеве.
Путин держал Асада в курсе решения о выводе российских войск и заверил его, что Россия сохранит свою военно-морскую базу в Тартусе и базу ВКС в Хмеймиме. Российские зенитно-ракетные комплексы С-400 останутся на позициях для защиты Сирии от воздушных угроз со стороны Турции. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган лелеет надежду на введение «бесполетной зоны» вдоль протяженной границы с Сирией. «Мы придерживаемся основополагающих международно-правовых законов и считаем, что ни у кого нет права нарушать суверенное воздушное пространство Сирии», — заявил он.
На церемонии вручения медалей за отвагу российским солдатам, отличившимся в Сирии, Путин похвалил Асада за «искреннее стремление к миру и готовность к компромиссу и диалогу». В свою очередь, Асад заявил, что «снижение» численности военного контингента России стало возможным благодаря успеху, достигнутому армиями обеих стран в борьбе с терроризмом и восстановлению мира в ключевых регионах страны. Путин заявил, что в случае необходимости вооруженные силы России будут в короткий срок, «в течение нескольких часов», вновь дислоцированы в Сирии. Кроме того, в Сирии остаются российские военные объекты в Каспийском и Средиземном морях, находящиеся неподалеку от Сирии. Путин подчеркнул, что при поддержке России сирийская армия может не только удерживать территорию, но и продвигаться по многим направлениям, нанося поражение террористическим группировкам.
Шойгу доложил Путину, что «от террористов зачищен район Латакии, восстановлена связь с Алеппо, и освобождена большая часть территории провинций Хомс и Хама». Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин сообщил СМИ, что его страна продолжит свое военное присутствие в Сирии для того, чтобы обеспечить выполнение соглашения о «прекращении военных действий». Тем временем, по его словам, усилия российской дипломатии будут сосредоточены на выработке политического решения сирийского конфликта.
Сирийской армии помогает «Хезболла», ливанская вооруженная милиция, которая успешно противостояла мощной военной машине Израиля. Иранские и афганские добровольцы, прошедшие тренировки под руководством иранского спецотряда «Кодс», также играют большую роль в борьбе с террористической группировкой, поддерживаемой некоторыми соседними с Сирией странами. Бывший министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти, сейчас занимающий пост советника по внешней политике высшего руководителя Ирана Али Хаменеи, заявил СМИ, что вывод российских войск «не изменит общую линию на сотрудничество между Ираном, Россией, Сирией и такими объединенными силами, как „Хезболла“». Иранские СМИ сообщили, что вслед за выводом российского военного контингента были отмечены попытки пополнить ряды ДАИШ и (Фронта) «ан-Нусра» путём переброски боевиков через границу Сирии и Турции. Согласно этим сообщениям, российские и сирийские самолеты успешно атаковали конвой с террористами, как только он проник на территорию Сирии.
Создается впечатление, что между Москвой и Вашингтоном существует некое понимание в вопросе деэскалации ситуации в регионе. Критические заявления американского президента Барака Обамы в адрес действий союзников США в регионе (Саудовская Аравия, Катар и Турция) свидетельствуют о том, что Вашингтон несколько дистанцировался от правительств этих стран, которые выступили против прекращения огня и продолжают настаивать на необходимости смены режима в Дамаске. Однако, как только Москва и Вашингтон стали выступать тандемом, у них не осталось иного выбора, кроме как достичь согласия и теперь в целом поддерживать «прекращение военных действий».
Москва, возможно, не получила заверений Вашингтона о том, что прекратится поток вооружения и денег повстанцам со стороны монархий Персидского залива через Турцию. В 2013 году США поставили Саудовской Аравии 15 тысяч противотанковых ракет. Многие из этих смертоносных ракет оказались в руках террористов из «ан-Нусры» и ДАИШ. Москва и Вашингтон координируют стратегию против ДАИШ и поддерживают сирийских курдов в их борьбе против террористов, в том числе членов «Джебхат ан-Нусра», которых в свою очередь поддерживают Турция и Саудовская Аравия.
Под руководством Курдской демократической парии Сирии (КДПС) сирийские курды использовали относительное затишье в боевых действиях, чтобы объявить о планах по созданию автономный регион на значительной территорией севера Сирии. В Сирии, население которой составляет 22,1 миллиона человек, насчитывается всего почти 2 миллиона курдов. Москва выступила за включение курдов в женевский переговорный процесс. Однако, в отличие от США, Россия всегда выступала за единую Сирию. Москва может негласно поощрять курдов в борьбе с турецким правительством, отношения с которым у нее значительно ухудшились после инцидента со сбитым российским самолетом. Турция вовлечена в войну на своей территории с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая становится все более ожесточенной. КДПС тесно связана с РПК. Американские и израильские политики всегда мечтали о дроблении Ближнего Востока на мелкие государства.
Независимое курдское государство в сердце арабского мира — заветная цель Запада. После того, как надежды на смену режима в Дамаске стали затухать, бывшие представители администрации Обамы стали говорить о расчленении Сирии на несколько мелких государств. Армия США разместила около 50 спецназовцев и модернизировала авиабазу в городе Рмейлан на северо-востоке Сирии для вооружения и подготовки сирийских курдов. Рмейлан расположен недалеко от главных нефтяных месторождений Сирии. База также находится вблизи ключевого маршрута, ведущего в Эр-Ракку, столицу так называемого «Исламского государства». США и Россия стремятся отрезать ИГИЛ от линий поставок, и сейчас ведется подготовка к заключительному удару по Эр-Ракке.
Правительство в Анкаре считает РПК и ее союзников в Сирии «террористическими группировками». Турецкое правительство заявляет, что ни при каких обстоятельствах не смирится с созданием независимого курдского государства или анклава у своих границ. Автономное курдское правительство на севере Ирака — это фактический союзник Анкары. Сирийское правительство также выступает против создания анклава сирийских курдов. Именно сейчас армия Сирии сотрудничает с сирийским курдами в борьбе с такими общими врагами, как ДАИШ и «Джебхат ан-Нусра». Дамаск всегда с подозрением относился к любым попыткам этнических и религиозных групп расчленить государство.
По мере того, как в конце длинного туннеля начинает пробиваться слабый свет надежды, сирийский народ, несправедливо втянутый в эпицентр безжалостной войны империалистических держав и их союзников на Ближнем Востоке, ожидает ещё много испытаний. ДАИШ разрушил искусственные границы, установленные колониальными державами, но война в Сирии, продолжающаяся уже шестой год, может привести к тому, что по ее завершении карта Ближнего Востока будет выглядеть несколько иначе.
Между тем, согласно Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в конфликте погибло полмиллиона сирийцев, 6,5 миллиона стали внутренне перемещенными лицами и более трех миллионов находятся в лагерях беженцев в Турции, Иордании и Ливане.
Джон Чериан (John Cherian)
Frontline, Индия