New York Times: НАТО судорожно укрепляет свою безопасность из-за нарастающей мощи России
Никогда еще со времен окончания холодной войны обеспокоенность вопросами безопасности не достигала такого высокого уровня. Пока миграционный кризис обостряет напряженность в отношениях между странами континента, усиливаются опасения в условиях российского военного наступления в Крыму и на востоке Украины, а также бомбардировок в Сирии, продемонстрировавших быстро растущие возможности Москвы.
Несмотря на растущие угрозы, многие европейские страны все еще сопротивляются решительным мерам по укреплению позиций НАТО. Многие по-прежнему не желают увеличивать военные расходы, несмотря на данные в прошлом обещания. Некоторые — как, например, Италия — их сокращают. Франция возвращается к своему традиционному скептицизму по отношению к альянсу, в котором видит инструмент американской политики и посягательство на ее собственный суверенитет.
И это не говоря уже о заявлениях потенциального кандидата на пост президента от республиканцев Дональда Трампа о том, что НАТО «устарела», что союзники «обдирают» Соединенные Штаты и что если альянс развалится, он не будет об этом особо сожалеть. Хотя эти слова можно списать на бахвальство предвыборной кампании, они действительно отражают растущее в Соединенных Штатах нежелание нести на своих плечах непропорционально большую долю натовского бремени как в военном, так и в финансовом отношении.
Сейчас главной заботой и одним из основных элементов того, что генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг называет «самым масштабным усилением коллективной обороны с конца холодной войны», является решение разместить четыре боевых батальона численностью до тысячи солдат в каждой из граничащих с Россией стран.
В то время как Великобритания, Германия и Соединенные Штаты согласились возглавить каждый по одному батальону, чтобы включить в их состав солдат из других стран-союзников по НАТО и поддержать идею многонациональных сил, руководство четвертого пока не определилось, между тем как быстро приближается саммит НАТО, запланированный на 8-9 июля в Варшаве.
Соединенные Штаты «не рассматривают вариант с организацией двух воинских частей, — заявил посол США при НАТО Дуглас Лют. — Мы планируем подготовить один и дать возможность активизироваться нашим союзникам» в случае трех других.
Но другие крупные европейские страны, такие как Италия и Франция, от этого предложения отказались. Италия сократила военные расходы после того, как два года назад в Уэльсе взяла на себя обязательство их увеличить. Ее лидеры утверждают, что страна уже участвует в недавно расширенном альянсе сил быстрого реагирования.
А Франция, при нынешнем социалистическом правительстве вернувшаяся к более критическим воззрениям на НАТО и его американское руководство, и без того испытывает нехватку в ходе военных кампаний в Мали, Центральноафриканской Республике, в Северной Африке и Сирии, не говоря уже о патрулировании собственных улиц ввиду террористической угрозы.
Франция готова помочь батальонам лишь 150 солдатами, говорят официальные представители НАТО после того, как наконец все согласились с идеей дальнейшего развертывания в Польше, хотя первоначально этот план был принят в штыки. Германия, полгода назад выступавшая против этих воинских частей, в итоге пошла навстречу, но в обмен на усилия по возобновлению диалога с Россией. Она также согласилась возглавить один из батальонов.
Таким образом, поиск четвертого лидера продолжается. Столтенберг уверен, что к началу саммита (в течение 6 недель) он будет найден.
Развертывание сил имеет важное значение, поскольку эти боевые батальоны являются не просто войсками прикрытия, но достаточно велики и хорошо оснащены, чтобы нанести захватчику ощутимый урон. Потом, возможно их подкрепление расширенными отрядами сил быстрого реагирования и — еще одно решение НАТО и Америки — они могут разместить другую бронетанковую боевую часть США численностью около пяти тысяч солдат в Европе (в общей сложности их три) и заблаговременно дислоцировать такую тяжелую технику, как танки и артиллерия.
Польша требует, чтобы часть этого вооружения была размещена на ее территории, но пока большая его часть отправится в Германию, Бельгию и Нидерланды, у которых со времен холодной войны остались необходимые помещения и транспортные средства.
НАТО по сути только сейчас занялась проверкой инфраструктуры (мостов, автомобильных и железных дорог) в новых государствах-членах в Центральной и Восточной Европе, не посчитав необходимым прежде составить план их быстрого укрепления в случае российского вторжения. По словам г-на Люта, предварительная дислокация в Восточной Европе в настоящее время потребует крупных капиталовложений, необходимых для строительства специальных новых складов и инфраструктуры.
Стивен Эрлангер, The New York Times.