полная версия

Верфи России: ядерные "Бореи", хищные "Ясени" и корабли-невидимки - СМИ

21 марта 2017, 19:00 — Военное обозрение 1641
Россия, российский флот, подлодка, подлодки, верфь, строительство
10 лет назад, 21 марта 2007 года, указом президента РФ Владимира Путина была создана Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) — главный кораблестроительный холдинг России. В нее входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро).

В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок — основной для корпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.

В 2016 году уровень перевооружения армии и флота достиг более 58%, а к 2020 году доля современной техники в войсках должна составлять не менее 70%. Такую задачу поставил президент РФ.

Как сообщил главком ВМФ адмирал Владимир Королев, "около 100 кораблей сегодня выполняют свои задачи в дальней океанской и морской зоне, продолжая более чем трехвековую славную историю Российского флота".

"КНЯЗЬЯ" ОКЕАНОВ

Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 (шифр "Борей") — основа морского компонента стратегических ядерных сил страны. Разработчик подлодок — ЦКБ МТ "Рубин", строит предприятие "Севмаш" (входит в ОСК).

Эти корабли способны нанести внезапный удар по любой цели в любой точке земного шара межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава". Их тактико-технические характеристики не раскрываются и составляют гостайну.

Всего на борту корабля размещены 16 ракет, способных забросить 96 ядерных зарядов на расстояние свыше 9 тыс. км. Для самообороны от кораблей противника "Бореи" оснащены шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм.

Госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров:

Головной корабль серии — К-535 "Юрий Долгорукий" — 10 января 2013 года вошел в состав Северного флота.

К-550 "Александр Невский" — второй в серии, принят на вооружение 23 декабря 2013 года, вошел в состав Тихоокеанского флота.

Третий корабль — К-551 "Владимир Мономах" — передан флоту 10 декабря 2014 года.

Четвертый корабль — "Князь Владимир" — сейчас строится на предприятии "Севмаш" в Северодвинске.

В 2014–2016 годах заложены еще четыре ракетоносца — "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III" и "Князь Пожарский". Они создаются по модернизированному проекту 955А.

"Борей-А" будет отличаться лучшей скрытностью, более современным электронным оборудованием и более комфортными условиями для экипажа.

ХИЩНЫЕ "ЯСЕНИ"

"Севмаш" также ведет строительство подводных лодок четвертого поколения проекта "Ясень". Эти многоцелевые атомоходы предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, а также для патрулирования Мирового океана, контроля и охраны морских коммуникаций.

Если задача "Борея" — максимально незаметно достичь "квадрата" в океане и нести боевую вахту в ожидании команды, то "Ясень", по сути, истребитель. Для борьбы с кораблями они имеют на вооружении сверхзвуковые крылатые ракеты и универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды.

Головной подводный крейсер серии "Северодвинск" проекта 885 в июне 2014 года был передан ВМФ России. Корабль был заложен в 1993 году и спущен на воду 15 июня 2010 года.

Еще три — "Казань", "Новосибирск" и "Красноярск" — стоят в цехах "Севмаша" в разной степени готовности.

До 2023 года "Севмаш" должен построить семь подлодок "Ясень" и "Ясень-М", вооруженных крылатыми ракетами.

Известно, что обновленный проект с литерой "М" отличается от классического проекта "Ясень" более совершенным радиоэлектронным вооружением.

Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Он способен погружаться на 600 и более метров (обычные лодки не более чем на 300 метров. — Прим. ТАСС), что делает его практически недосягаемым для всех видов современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода — более 30 узлов (60 км/ч).

ЛОДКИ СПЕЦНАЗНАЧЕНИЯ

В 2018 году "Севмаш" сдаст ВМФ РФ подводную лодку "Белгород", которая предназначена в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных исследовательских аппаратов.

Сейчас в составе ВМФ России известно об одном атомном носителе подводных станций — БС-136 "Оренбург". Именно он принимал участие в исследовательской арктической экспедиции компании "Севморгео" в 2012 году, помогая ученым собирать пробы грунта для определения границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.

В июле 2014 года на "Севмаше" была заложена атомная подлодка специального назначения проекта 09851 "Хабаровск". О проекте известно немногое: лодка спроектирована специально для ведения гидроакустической разведки.

ТИХИЕ "ЛАДЫ"

Подводные дизель-электрические лодки серии "Лада" проекта 677 относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Разработаны в ЦКБ МТ "Рубин", строятся на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, а также патрулирования, дозора, охраны коммуникаций в ближней морской зоне.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники, они обладают непревзойденной скрытностью. Вооружены "Лады" ракетами "Калибр".

Этой серии особо малошумных подводных кораблей присваиваются имена городов морской славы России. Первая подлодка этого проекта — "Санкт-Петербург" — с 2010 года находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Сейчас в Петербурге ведется строительство второй и третьей лодок серии. Как сообщал заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, подлодки проекта "Лада" могут первыми получить воздухонезависимые энергетические установки.

Вторую подлодку этой серии ("Кронштадт") и третью ("Великие Луки") планируется передать российскому флоту в 2019 году. Эти субмарины строятся с учетом замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной "Лады".

"ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ" МОРЕЙ

"Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге построили для Черноморского флота серию из шести субмарин, названных в честь городов воинской славы. На форуме "Армия-2016" был подписан контракт на строительство в 2019–2021 годах еще одной серии из шести субмарин для Тихоокеанского флота.

По сравнению с атомными "Бореями", "Варшавянки" очень малы. Их длина — около 74 метров, ширина — 10, а максимальное водоизмещение не превышает 4 тыс. тонн.

Основное оружие проекта — ракеты "Калибр". В носу у каждой "Варшавянки" находятся шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса "Калибр-ПЛ".

Впервые боевое применение "Варшавянки" состоялось в декабре 2015 года в ходе военной операции РФ в Сирии. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ СУБМАРИН

Конструкторские бюро России не прекращают работы над созданием перспективных подводных кораблей новых поколений. Пятое поколение перспективных субмарин уже разрабатывается как в атомном, так и в неатомном вариантах.

Конструкторское бюро "Малахит" работает над проектом "Хаски" — многоцелевой атомной подлодки. А стратегическую атомную подлодку пятого поколения создают в ЦКБ "Рубин".

"Проект лодки пятого поколения активно обсуждается, и готовятся различного рода технические задания предварительные, проводятся наработки. Она будет совершенно другой лодкой с точки зрения физических полей. Это будет лодка, которая будет унифицирована — стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов", — заявил президент ОСК Алексей Рахманинов,

Там же идет работа над проектом "Калина". Это будет неатомная подводная лодка, которая с большой долей вероятности получит воздухонезависимую энергетическую установку. Она даст кораблю большую автономность и бесшумность.

НАДВОДНЫЕ ПРОЕКТЫ

В рамках гособоронзаказа "Северная верфь" строит для ВМФ РФ:

Корабли проекта 20380/20385/20386

Серия многоцелевых корветов ближней морской зоны. Проект разработан в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

В 2018 году флоту передадут сразу три корвета проектов 20380 и 20385. "Гремящий" и "Проворный" относятся к проекту 20385.

"Ретивый" и "Строгий" строятся по проекту 20380, но отличаются от предшественников улучшенным радиотехническим вооружением.

Сейчас в составе ВМФ России находятся четыре корвета проекта 20380. Первый из них, "Стерегущий", вступил в строй в 2008 году. В 2011–2014 годах за ним последовали "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий".

ВМФ РФ планирует получить больше десяти корветов нового проекта 20386, первый из которых был заложен в 2016 году в Петербурге. Планы по строительству этой серии внесены в кораблестроительную программу до 2050 года. Корветы будут многофункциональными и смогут выполнять, в частности, противолодочные задачи.

Фрегаты проекта 22350

Серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны. Проект разработан в первой половине 2000-х годов Северным проектно-конструкторским бюро. Это первый крупный боевой корабль, спроектированный в России после распада Советского Союза.

Головной фрегат проекта "Адмирал Горшков" был заложен в 2006 году. С 2014 года находится на госиспытаниях.

На втором фрегате, получившем наименование "Адмирал Касатонов", ведутся достроечные работы и швартовные испытания.

Третий фрегат серии "Адмирал Головко" планируется спустить на воду в третьем квартале 2017 года.

Средние разведывательные корабли проекта 18280

Контракт на строительство первого в серии судна типа "Юрий Иванов" подписали в 2013 году. Сдача корабля флоту произошла 16 ноября 2015 года.

Всего планируется построить как минимум четыре таких корабля, вслед за Северным флотом их получат Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты России.

Эсминец нового поколения

Эскадренные миноносцы проекта 23560 (шифр "Лидер") — проект атомных эскадренных миноносцев для ВМФ России.

В 2013 году ВМФ утвердил "предэскизный" проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро "Северное" в Санкт-Петербурге.

Техническое проектирование началось в 2016 году.

Судостроительный завод в Калининграде "Янтарь" является одним из поставщиков кораблей для ВМФ. В настоящее время строятся:

Десантные корабли "Иван Грен" и "Петр Моргунов". Головной корабль проекта 11711 "Иван Грен" будет передан флоту в 2017 году после завершения всех испытаний и устранения выявленных замечаний и недоработок.

Океанографические исследовательские суда проекта 22010. Головное судно проекта "Янтарь" было передано в 2015 году. Оно предназначено для исследования Мирового океана и его дна.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М — серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны. Всего по этому проекту планировалось построить шесть кораблей, из них в 2016 году флот получил два — "Адмирала Григоровича" и "Адмирала Эссена". "Адмирал Макаров" находится на госиспытаниях. Четвертый и пятый корабли серии ориентировочно будут переданы Индии, судьба шестого пока неизвестна.

Корабли проекта 12700 "Александрит"

Строит Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге.

Корабли относятся к новому поколению тральщиков. Выполненный из стеклопластика корпус позволяет существенно снизить массу и продлить срок службы корабля.

Представители этого типа смогут бороться с минами с помощью различных тралов, телеуправляемых и автономных необитаемых подводных аппаратов.

Головной корабль проекта 12700 "Александр Обухов" передан флоту.

Второй корабль "Георгий Курбатов" будет спущен на воду осенью 2017 года.

Малые ракетные корабли проекта 22800 "Каракурт"

Как ожидается, ВМФ России получит 18 таких кораблей.

Головной корабль сдадут в 2017 году, а новая система ПВО будет с 2018 года.

Корабли проекта планируется вооружать ударным ракетным комплексом "Калибр-НК", артиллерийской установкой калибра 76 либо 100 мм.

Корабли строят на заводе "Пелла" в Ленинградской области и на предприятии "Море" в Феодосии, заказ на пять единиц получил Зеленодольский завод им. Горького в Татарстане.

На "Восточной верфи" в рамках новой госпрограммы вооружения до 2025 года Минобороны России рассматривает возможность размещения емкого заказа на строительство новых кораблей для ВМФ.

Сейчас предприятие строит для Минобороны противодиверсионные катера "Грачонок" проекта 21980, средние морские танкеры и понтоны. На "Дальзаводе" надводные корабли Тихоокеанского флота (ТОФ) проходят практически все сервисное и ремонтное обслуживание.

Замминистра обороны Юрий Борисов назвал "Восточную верфь" и "Дальзавод" "двумя судостроительными активами Дальневосточного центра судостроения". "Они имеют важное значение для боеготовности Тихоокеанского флота", — подчеркнул он.

Большой десантный корабль "Ослябя"

На нем отремонтированы главная энергетическая установка и электромеханическая часть, корабль получил новую радиолокационную станцию управления огнем "Багира", новую опреснительную установку, новую систему очистки сточных вод.

В ходе ремонта впервые применены покрытия палубы и всех жилых помещений из современных полимерных материалов. Корабль способен брать на борт усиленную танковую роту (12 танков или 17 БМП или 17 БТР) и до 250 человек десанта.

Автономность плавания корабля составляет шесть месяцев. Вооружение — две артиллерийские установки АК-725 калибра 57 см и переносные зенитные ракетные комплексы "Игла".

Также в ближайшее время будет сдано после ремонта судно измерительного комплекса "Маршал Крылов", летом этого года оно выйдет в поход в составе группы кораблей ТОФ.

Автор: Роман Азанов, ТАСС. Использованы материалы ТАСС.

Загрузка...
новости
Загрузка...
Теги: Армия России, Новости России, Военная техника, Флот России, Подводная лодка, Техника