Путин омолаживает систему, — Chatham House
Преемственность является определяющей характеристикой российского политического и бюрократического ландшафта. Многие видные политики и официальные лица занимают ведущие позиции с середины и с конца 1990-х годов, и при этом перетасовки происходят относительно редко, а Владимир Путин публично заявляет о том, что он не любит увольнять людей.
Однако в последнее время эта очевидная преемственность выглядит все более парадоксальной на фоне значительных кадровых перемен — даже на высоких уровнях. Так, например, в конце июня были уволены старшие офицеры Балтийского флота, а в июле проведены увольнения и назначения руководителей регионального уровня.
И вот теперь Путин увольняет Сергея Иванова, члена своей основной санкт-петербургской команды, с поста главы президентской администрации. Истинные причины его перемещения в область охраны окружающей среды и транспорта остаются неясными, однако официально это, судя по всему, часть существующего плана — по словам Иванова, он и Путин давно договорились о том, что он будет работать на этой позиции четыре года, и этот шаг ожидался в течение последних нескольких месяцев.
Дальнейшие изменения в системе?
Подобные шаги породили много споров относительно «чисток» и «перетрясок», а также спекуляций по поводу предстоящих дополнительных изменений в системе.
На самом деле, в российской руководящей команде в течение последних нескольких лет проводилась регулярная групповая «ротация» персонала на региональном уровне, и эти изменения коснулись, в частности, губернаторов и представителей президента. Последние шаги вписываются в существующую тенденцию и напоминают ротацию, проведенную весной и осенью 2014 года. Следует также отметить, что они произошли вслед за реорганизацией в апреле этого года внутренних правоохранительных органов и служб безопасности.
Два важных назначения связывают шаги 2014 года и те, что были предприняты в этом году. Осенью 2014 года Виктор Золотов, возглавлявший в течение многих лет президентскую охрану, был назначен первым заместителем министра внутренних дел и командующим внутренними войсками, а затем, в апреле нынешнего года, — главой недавно созданной Национальной гвардии.
Другой шаг — это повышение Сергея Меликова. Ранее он был командующим силами специальных операций Министерства внутренних дел, а весной 2014 года он был назначен представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе. В июле 2014 года он стал первым заместителем командующего Национальной гвардией. Судя по всему, оба эти назначения, являются частью последовательного плана, суть которого состоит в предоставлении возможности кандидатам получить предварительный опыт перед назначением на новую позицию.
В то же время были произведены изменения среди некоторых высокопоставленных чиновников. Евгений Муров, многолетний глава Федеральной службы охраны, ушел в отставку, а глава военной разведки Игорь Сергун умер в январе. Кроме того, Путин уволил Евгения Дода, председателя правления компании «РусГидро» (после этого он был арестован по обвинению в мошенничестве), а также главу ВЭБа Владимира Дмитриева.
Если говорить о старых союзниках Путина, то осенью 2015 года свое место руководителя Российских железных дорог потерял Владимир Якунин, Виктор Иванов ушел на пенсию весной этого года, а Андрей Бельянинов, руководитель Федеральной таможенной службы, подал в отставку нынешним летом на фоне разгоревшегося скандала. Между тем перемещение Сергея Иванова на должность представителя президента по вопросам природоохранной деятельности и транспорта является наиболее заметным из всех упомянутых шагов.
Попытка омоложения
Хотелось бы повторить, что перечисленные шаги не являются «чисткой» или «основательной перетряской» — они больше похожи на смесь естественного процесса с попытками омолодить систему и сделать ее более эффективной. Можно отметить три отличительных аспекта.
Во-первых, руководство оказывает значительное давление на систему, пытаясь заставить ее функционировать более эффективно в период международной напряженности и экономической стагнации. Путин постоянно подчеркивает, что ограниченные ресурсы должны использоваться более эффективно, а планы должны реализовываться. Те люди, которые не могут добиться результатов — даже если они из близкого окружения президента, — лишаются своих мест.
Увольнение Дода, Дмитриева и офицеров Балтийского флота, судя по всему, вписываются в эту категорию, и то же самое, вероятно, можно сказать о смещение со своих постов Якунина и Бельянинова. А некоторые российские источники полагают, что работа Иванова после гибели его сына в 2014 году не была эффективной.
Во-вторых, произведенные замены свидетельствуют о сильном чувстве эволюционной преемственности, поскольку многие новые назначенцы были повышены либо с должности первого заместителя и заместителя руководителя, либо с тесно связанных позиций.
Вайно, не принадлежащий к основной санкт-петербургской группе, работает в администрации президента с 2002 года, и он почти десять лет занимал высокие позиции, находясь рядом с Путиным, а с 2012 года он стал заместителем Иванова в президентской администрации (Иванов лично предложил назначить его на новую должность). Что касается самого Иванова, то следует отметить, что он не ушел в отставку и сохранил место постоянного члена в российском Совете безопасности.
В-третьих, если мы сведем вместе эти данные, то мы увидим естественную эволюцию, происходящее в системе, когда отдельные люди достигают пенсионного возраста — Миронову было 68 лет, Якунину — 67, а Виктору Иванову — 65.
Дальнейшие отставки неизбежны в старшей группе, а назначение 44-летнего Вайно свидетельствует о том, что более молодые люди в возрасте 40 лет (и даже 30 лет) уже продвигаются вверх в рамках системы. Путин заявил о необходимости вливать «новую кровь» в политику с помощью Общероссийского народного фронта и предварительных партийных выборов.
Поэтому следует ожидать новых увольнений и отставок — даже среди старших фигур, — поскольку руководство хочет омолодить систему и сделать ее функционирование более эффективным. Амбициозные и компетентнее люди в течение ближайших пяти лет будут предлагать себя для повышения на фоне эволюционирующего политического ландшафта.
Эндрю Монэгэн (Andrew Monaghan), Chatham House