полная версия

NI: У России есть свой хороший штурмовик Су-25 "Грач"

24 февраля 2017, 19:00 — Военное обозрение 1053
Су-25, грач, штурмовой истребитель, российские самолеты, российская авиация
Су-25 «Грач», как его называют российские летчики, вряд ли можно назвать образцом новейших технологий, но он по-прежнему используется во многих странах мира, будучи эффективным и полезным средством уничтожения наземных целей.

Его очевидным компаньоном по предназначению является американский штурмовик A-10 «Тандерболт II». Но если ВВС США хотят списать А-10, начиная с 2022 года, то Су-25 постоянно модернизируется, идя в ногу со временем.

В отличие от А-10, он находит широкое применение во всем мире. Су-25 участвовал в десятке войн, в том числе, в авиационных кампаниях в Сирии и Ираке.

Россия не только накопила богатый опыт боевых полетов на Су-25 — она также научилась их сбивать.

В годы Второй мировой войны бронированные российские штурмовики Ил-2, получившие название «Летающий танк», прославились своей неуязвимостью для огня противника, а также способностью наносить чувствительные удары по немецким танковым дивизиям бомбами, реактивными снарядами и пушечным огнем.

В 1960-е годы советские ВВС, в отличие от американских, которые были увлечены идеей победы в ядерной войне при помощи стратегических бомбардировщиков, уделяли больше внимания авиационной поддержке своих сухопутных армий посредством фронтовой авиации. Однако после Второй мировой войны достойный преемник Ил-2 не появлялся довольно долго.

В 1968 году в ВВС решили, что пора создать новый эффективный летающий танк. В результате конкурса с участием трех опытных образцов предпочтение отдали разработке ОКБ Сухого. Первые штурмовики Су-25 начали строить в 1978 году на авиационном заводе в столице Грузии Тбилиси. Американский А-10 «Тандерболт» начал поступать на вооружение несколькими годами ранее.

Как и А-10, Су-25 предназначался для того, чтобы одержать победу в схватке титанов — между сухопутными войсками НАТО и Варшавского договора. Он должен был уничтожать танки и пехоту, выполняя задачи по непосредственной авиационной поддержке. Это значит, что летать он должен был низко и медленно, чтобы летчики могли внимательно наблюдать за полем боя и своевременно нанести атакующий удар.

Полет на малой высоте также помогает Су-25 уклоняться от смертоносных зенитных ракет большой дальности, которые должны были активно применяться в ходе боевых действий на европейском театре. Но при этом он уязвим для огня всех видов зенитной артиллерии. Поэтому пилоты Су-25 сидят в «бронированном корыте». Это бронированная обшивка толщиной от 10 до 25 миллиметров, которой обернута кабина и облицован заголовник кресла пилота. У самолета также бронированные топливные баки и резервированная система управления, что повышает живучесть машины. А за время своей длительной боевой службы Су-25 не раз выживали даже при очень опасных попаданиях.

Несмотря на сходство с А-10, Су-25 меньше и легче, а максимальная скорость у него в полтора раза выше, чем у «Тандерболта», составляя 950 километров в час. Однако у «Грача» меньше практическая дальность и время пребывания в зоне ожидания. Практический потолок у него вдвое ниже, чем у А-10. Вдвое меньше и боевая нагрузка, так как Су-25 берет на борт максимум четыре тонны вооружений и боеприпасов, в то время как А-10 — восемь тонн.

Важен и другой момент. У этих самолетов разные типы вооружений и боеприпасов. «Тандерболт» использует в основном высокоточные управляемые боеприпасы, особенно противотанковые ракеты Maverick. У него также есть чудовищно скорострельная пушка GAU-8.

Типичное вооружение Су-25 — это свободнопадающие 250- и 500-килограммовые бомбы, кассетные боеприпасы и неуправляемые ракеты. Таких ракет много, и они весьма разнообразные. Есть 57- и 80-миллиметровые ракеты в блоках; есть 130-миллиметровые С-13 (122 мм?— прим. пер.) в блоках из пяти штук; есть большие 240- и 330-миллиметровые ракеты. Су-25 также вооружен 30-миллиметровой пушкой ГШ-30-2, которая размещается под носом и имеет боезапас 260 снарядов. Правда, скорострельность у нее не такая умопомрачительная, как у GAU-8.

В носовой части «Грача» внизу имеется лазерный дальномер-целеуказатель. В Афганистане летчики Су-25 периодически применяли ракеты с лазерным наведением Х-25МЛ и Х-29 для уничтожения укрепленных позиций моджахедов, поражая цели на удалении до восьми километров. В Чечне также стали использовать бомбы КАБ-250 с наведением по лазерной подсветке. Но в целом такое оружие используется редко. Например, из общего количества бомб, сброшенных в Чечне, управляемые боеприпасы составили лишь два процента.

Су-25 обладает большой огневой мощью для борьбы с живой силой противника. Именно это было нужно в 1981 году, когда он впервые принял участие в боевых действиях в Афганистане. В ходе этого конфликта Су-25 стал настоящей рабочей лошадкой. «Грачи» совершили более 60 тысяч боевых вылетов, нанося бомбовые удары по деревням моджахедов и по их укреплениям в горах. Часто они действовали в упряжке с ударными вертолетами Ми-24, оказывая авиационную поддержку советским танковым подразделениям.

Но когда афганские боевики стали получать от США ракеты Stinger, Су-25 стали нести потери, и советским летчикам пришлось летать выше, чтобы не попадать под огонь этих переносных зенитно-ракетных комплексов. Всего до вывода советских войск из Афганистана там было сбито 15 Су-25.

После распада Советского Союза Су-25 были переданы в состав ВВС новых постсоветских государств. Те страны, которые не применяли Су-25 в местных войнах (таких как конфликт в Нагорном Карабахе), часто экспортировали их за границу. «Грачи» воевали в составе вооруженных сил Македонии (против албанских повстанцев), в Эфиопии (против Эритреи, когда один самолет был сбит), в Судане (против Дарфура). И этот список далеко не исчерпывающий.

Был еще один примечательный эпизод. Правительство Кот-Д'Ивуара приобрело несколько самолетов Су-25 и использовало их в гражданской войне. Когда президента Лорана Гбагбо (Laurent Gbagbo) возмутила мнимая политическая ангажированность французских миротворцев, пилотируемые наемниками Су-25 нанесли удар по лагерю миротворческого контингента, в результате чего девять миротворцев были убиты. Но тот, кто приказал провести это нападение, не учел одно обстоятельство. На аэродроме в Ямусукро, где базировались «Грачи», размещались французские военные. И они в ответ уничтожили штурмовики противотанковыми ракетами.

Российские Су-25 использовались в ходе чеченской кампании в 1994-1995 годах, совершив 5 300 боевых вылетов. В самом начале они уничтожили находившуюся на земле чеченскую авиацию и нанесли удар по президентскому дворцу в Грозном бетонобойными бомбами. Затем эти самолеты принимали участие в бомбардировках. Они сыграли заметную роль и в ходе второй чеченской войны в 1999 году, где был потерян только один самолет.

Кстати, следует отметить, что Су-25 это один из немногих советских самолетов, на основе которого в 1990 году была создана американская компьютерная игра.

Современные Су-25

Кроме базовой модели «Грача» есть еще экспортный вариант, называемый Су-25К, а также несколько моделей двухместных учебных самолетов с горбатой кабиной, включая учебно-боевой Су-25УБМ.

Было несколько проектов модернизации Су-25, благодаря которым появились небольшие партии противотанковых штурмовиков Су-25Т и Су-25ТМ. Но российские ВВС в начале 2000-х годов остановили свой выбор на Су-25СМ, на основе которого будут проводиться все модернизации.

У этого самолета есть прицельно-навигационный комплекс «БАРС», обеспечивающий более точное наведение оружия на цель, а также новая бортовая электроника в виде индикаторов на лобовом стекле, приемника предупреждения о радиолокационном облучении и так далее. Су-25СМ может применять отличные ракеты Р-73 класса «воздух-воздух» малой дальности, а также имеет усовершенствованное оборудование для бомб с лазерным наведением. Есть и другие усовершенствования, снижающие потребности в обслуживании и ремонте, а также вес самолета.

Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) из The National Interest писал о последней модификации Су-25СМ3, способной осуществлять пуски противорадиолокационных ракет Х-58, которые помогают подавлять ПВО противника. Еще там есть система РЭБ «Витебск», повышающая живучесть самолета при обстреле его зенитными ракетами с наведением по РЛС и с инфракрасным наведением.

Иракские ВВС в войне против ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. пер.) использовали собственные Су-25, приобретенные в 2014 году в России. Еще семь машин они получили из Ирана. Эти самолеты перелетели в соседний Иран для сохранения своего боевого состава во время войны в Персидском заливе в 1991 году.

И наконец, осенью 2015 года Россия направила более десятка модернизированных Су-25СМ в Сирию для оказания поддержки правительственным войскам Башара аль-Асада. Многие обозреватели отмечали, что изо всех задействованных там самолетов Су-25 оказались наиболее приспособленными для осуществления непосредственной авиационной поддержки. «Грачи» совершили 1 600 вылетов, нанося удары по удерживаемым повстанцами сирийским городам. Они израсходовали более шести тысяч боеприпасов; в основном это были бомбы свободного падения и неуправляемые ракеты С-13. Позже их оттуда убрали, и им на смену пришли ударные вертолеты, которые выполняют задачи по оказанию непосредственной авиационной поддержки с большей точностью — но и с большим риском для себя.

Какие уроки преподнесли летающие танки?

Можно бесконечно восхищаться быстрыми и мощными истребителями типа МиГ-29 или F-22 Raptor, однако малопривлекательный Су-25 сыграл намного более важную роль в целом ряде военных конфликтов. Мы можем извлечь несколько важных уроков из их послужного списка последних лет.

Во-первых, существенные потери, понесенные Су-25, указывают на то, что без эффективного подавления системы ПВО и средств радиоэлектронной защиты противника самолеты авиационной поддержки с их низкой скоростью и небольшой высотой полета будут и впредь нести тяжелые потери от зенитных ракет российского производства при их применении в достаточных количествах.

Во-вторых, анализ действий российского контингента в Сирии показывает, что несмотря на наличие разнообразного арсенала высокоточных управляемых боеприпасов, российские ВВС при осуществлении непосредственной авиационной поддержки по-прежнему делают основную ставку на неуправляемые бомбы и ракеты.

И наконец, самолеты, способные наносить мощные удары по наземным целям и обладающие высокой живучестью, будут и впредь востребованы во всем мире.

Автор: Себастьен Роблин (Sebastien Roblin), The National Interest, США. Использован перевод интернет-проекта "ИноСМИ.Ру".

Себастьен Роблин имеет степень магистра в области разрешения конфликтов Джорджтаунского университета. Он работал университетским инструктором в составе Корпуса мира в Китае. Роблин регулярно публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.

Загрузка...
новости
Загрузка...
Теги: Армия России, Военная техника, Авиация, Самолет Су, Техника